Свет-просвет (часть 1). Съемка фото и видео для маркетплейсов Вайлдберриз, Озон в Новосибирске

Я начинал не как фотограф, а как арт-директор. Мы придумывали крутые концепты, нанимали фотографа и приходили на съемку с папкой отборных референсов.

Классическая ситуация: показываешь фотографу картинку. Он вздыхает, полчаса расставляет стойки с огромными софтбоксами, что-то меряет экспонометром, и наконец объявляет: «Готово!».

Смотришь в монитор — а там… не то. Совсем не то. Говоришь: «Нет, сделай как здесь». Фотограф вздыхает еще глубже, идет к администратору, тащит в студию еще кучу света, снова полчаса возится… А результат — еще хуже.

И главное — непонятно, что сказать! Кроме «ну не похоже!». Все нервничают: у модели макияж поплыл, второй час съемки, а мы все еще буксуем на первом кадре. В итоге сдаешься: «Ладно, давай первый вариант». Фотограф торжествующе: «Я же говорил!». А ты чувствуешь себя полным идиотом.

А я не люблю чувствовать себя идиотом. Я тогда злиться начинаю и яростно лезу во всем разбираться. В результате сам стал фотографом. И сейчас расскажу вам самую базу, чтобы вы могли если не сами все выставить, то хотя бы грамотно поставить фотографа на место. 

Свет-просвет (часть 1). Съемка фото и видео для маркетплейсов Вайлдберриз, Озон в Новосибирске
Свет-просвет (часть 1). Съемка фото и видео для маркетплейсов Вайлдберриз, Озон в Новосибирске

Кит № 1: Жесткость света. Смотрим на край тени

Первое, на что мы смотрим, думая о свете — это тень. А точнее, ее край.

Этот край бывает четким, как лезвие, а бывает размытым, плавно перетекающим в свет. Чтобы это увидеть, ищите тени на шее (под подбородком), на запястьях (под манжетами) или на носу.

Фотографы, чтобы всех запутать, называют свет, дающий четкую тень, — жестким. А тот, что дает размытую тень — мягким.

Важно: жесткость — не то же самое, что контрастность! Если на фото засвеченные блики и проваленные в черноту тени — это не обязательно жесткий свет. Смотрим строго на границу перехода. Четкая? Жесткий. Размытая? Мягкий.

Что влияет на жесткость? Только два параметра:

Размер источника света относительно модели. Чем источник больше — тем тень мягче. Вспышка «голая» — адски жесткий свет. Софтбокс — уже мягче. Огромный октобокс — еще мягче. А если и его мало, светят через фрост-раму или отражают свет от белой стены, превращая ее в гигантский источник.

Расстояние от источника до модели. Чем источник дальше — тем он становится меньше относительно модели, а значит, свет жестче. Классический пример — солнце. Оно огромное, но дает жесткие тени, потому что находится чертовски далеко.

Примечание про стрипбокс: Это странный гибрид. Он одновременно и жесткий, и мягкий. По длинной стороне — он большой и дает мягкий переход, а по короткой — маленький, и тень там будет четче.  

Свет-просвет (часть 1). Съемка фото и видео для маркетплейсов Вайлдберриз, Озон в Новосибирске

Кит № 2: Контрастность. Управляем «чернотой» теней

Контрастность — это разница между самым светлым и самым темным участком. То, насколько тени «черные».

Давайте подумаем: почему мы вообще что-то видим в тенях? Откуда там берется свет? Он не может обогнуть предмет.

Все просто: свет от вспышки, светит не только на объект, но и рассеивается во все стороны. Если бы мы снимали в абсолютно черной комнате (или в открытом космосе), эти рассеянные лучи бы пропали, и тени были бы угольно-черными. Но мы в студии! Свет отражается от стен, потолка, пола и возвращаясь подсвечивает тени.

Вывод: контрастностью управляет количество отраженного света, летящего в тени.

Как сделать тени светлее (снизить контраст)?

Надо сделать чтобы окружающие стены были светлее (лучше отражали свет) и ближе. Стены двигать вряд ли получится, но вот самим подойти ближе к белой стене вполне можно. Мало? Используйте отражатели, поставьте их поближе вокруг сцены.

Если и этого мало? Добавляем заполняющий свет.

Это отдельный источник света, чья задача — только подсветить тени, не создавая новых. Важные правила для него:

Он не может быть жестким. Только большая насадка (софтбокс, фрост-рама) или отражение от стены/отражателя.

Ставится он строго по оси съемки, прямо за спиной фотографа, чтобы светил «в лоб» и не давал собственных, паразитных теней.

Свет-просвет (часть 1). Съемка фото и видео для маркетплейсов Вайлдберриз, Озон в Новосибирске

Как сделать тени чернее (повысить контраст)?

Если в вашем референсе — драма, страсть и густые, бархатные тени, то нужно не подсветить, а, наоборот, утопить сцену в контрасте.

Вспоминаем нашу модель: тени подсвечиваются отраженным светом. Значит, наша задача — убить все эти отражения.

Вот ваш план по созданию идеальной черноты:

Отодвигаем стены и красим их в черный. Снимите модель подальше от стен, особенно светлых. Чем дальше стены и потолок, тем меньше света от них вернется обратно к модели.

Используйте «флаги» — черные поглотители света, такие панели из ткани или пенокартона расставляются вокруг модели с теневой стороны. Их задача — не отражать свет, а, наоборот, поглощать его, создавая вокруг модели зону искусственной «пустоты».

Контролируйте луч: соты и шторки. Чтобы основной источник света меньше засвечивал используйте «соты» — насадки, которые превращают широкий луч в узкий, направленный пучок, светящий строго на модель и не задевающий фон и стены. Или шторки на источниках света, чтобы вручную «отсечь» лишний свет, идущий куда не надо.

Резюме:

Нужны светлые тени? — белые стены, отражатели, заполняющий свет.

Нужны драматичные, черные тени? — черные стены/фоны, черные флаги, соты и шторки, чтобы светить только на модель, изолировав ее от всего окружающего.

Свет-просвет (часть 1). Съемка фото и видео для маркетплейсов Вайлдберриз, Озон в Новосибирске

И вот вроде бы все. Вы знаете как делать тени мягче и темнее. Казалось бы долшье ничего знать и не нужно. Но это не так, потому что вся эта теория на практике разносится третьим и очень важным китом, о котором расскажу в следующей части.

Что-то много буков уже получается! Хотел все утолкать в одну статью, да думаю лучше разбить на две части. Но помимо третьего кита, там будет еще и добротная порция лайфхаков, так что обязательно подписывайтесь и смотрите продолжение. Вопросы и прочий эмоциональный флуд оставляйте в комментариях, обожаю их читать!

Блог

Свет-просвет (часть 1). Съемка фото и видео для маркетплейсов Вайлдберриз, Озон в Новосибирске

Свет-просвет (часть2)

Рассказываю как гарпунить Рембрандта, как подделать солнышко и почему глаза — зеркало не только души.
Свет-просвет (часть 1). Съемка фото и видео для маркетплейсов Вайлдберриз, Озон в Новосибирске

Что такое «не идет», и как с ним бороться?

Выбираем модель под одежду. Почему кастинг из 50 девушек проваливается, и как три «крутилки» спасают нервы и бюджет.
Свет-просвет (часть 1). Съемка фото и видео для маркетплейсов Вайлдберриз, Озон в Новосибирске

Лучший объектив для рекламной съемки

Шок-контент для технодрочеров
Свет-просвет (часть 1). Съемка фото и видео для маркетплейсов Вайлдберриз, Озон в Новосибирске

Мне стыдно за мою профессию

Исповедь рекламного фотографа
Свет-просвет (часть 1). Съемка фото и видео для маркетплейсов Вайлдберриз, Озон в Новосибирске

Главный вопрос в коммерческой фотографии

95% фотографов не задают себе этот вопрос. И поэтому двери в коммерцию им будут закрыты. А вы готовы его услышать?