Я давно наблюдаю один странный феномен: многие коллеги, успешно снимающие рекламу, на публике когда говорят о коммерции, меняются в лице и как бы извиняются. Мол, «это так, жить на что-то надо…». И потом с воодушевлением рассказывают про съемки психологических портретов или жаб на рассвете. Мне это непонятно. Если тебе действительно не нравится то, что ты делаешь — зачем себя мучить? Что тут такого постыдного? Будто если так робко не потупить глазки, то сам бог творчества и креатива метнет в тебя огненные стрелы своего негодования, за то что продал свой дар божий за тридцать серебряников от бездушных капиталистов.
Лично я не испытываю ни малейшего стыда за свою работу. Мне она нравится, хотя вынужден признать, так было не всегда. Ведь написал же я в далеком 2008 году:
Да, хорошая была песня, можете погуглить))
И что же поменялось с тех пор?
Как меня купили. По-настоящему.
Чем ближе общаешься с заказчиком, а я повидал их достаточно, тем больше проникаешься уважением к этим людям. Главное что я понял, за всеми этими товарами стоит труд большого количества людей. И он значительно более творческий, чем томные страдания непризнанных гениев. Люди действительно работают, они вкладывают в эти товары частицу себя, очень волнуются за результат, переживают когда терпят неудачи. Но не останавливаются и продолжают творить. И когда этим по настоящему проникаешься, то понимаешь всю ответственность своего участка работы. И это способствует взрослению и профессиональному росту.

Тупиковая ветвь в развитии
В коммерческой съёмке есть главный KPI — продажи. Если ты сработал плохо, товар не покупают, и заказчик уходит к другому фотографу. Рынок безжалостно отсеивает тех, кто не даёт результата. Сработал хорошо — получаешь поток заказов, потому что твоя работа приносит клиенту прибыль. Каждая копейка, вложенная в съёмку, возвращается рублём. Все прозрачно и понятно.
Это лучшая система для профессионального роста, ведь ты соревнуешься не с чужими вкусами, а с объективными цифрами. И какие бы ни были упрямые заказчики, рынок быстро учит всех уважать экспертизу. Интересно, что именно те горе-фотографы, кого рынок отсеял, часто и чернят профессию — мол, это не они плохи, а заказчик с покупателями не поняли их тонкий художественный замысел. В коммерции такие оправдания не работают, потому как здесь платят не за страдания, а за результат.

В частной же съёмке (свадьбы, семьи) ты вечно пытаешься угодить субъективному «нравится / не нравится». Здесь результат работы — эмоции, которые сложно измерить. Это часто демотивирует, заставляет терять себя. В коммерции же ты развиваешь навык, который имеет конкретную ценность.
Инфопузырь на курсах фотографии
Услуги частного фотографа, прямо скажем, не самая необходимая вещь. В массе своей — это роскошь, что покупают на свободные деньги, которых у людей сейчас всё меньше. В кризис этот рынок сжимается первым и катастрофически. Он переполнен, новым игрокам некуда идти.
А куда идет частник, когда у него нет работы? Правильно — открывать школу фотографии да курсы для начинающих фотографов, имя которым легион. Где учат не создавать карточки для маркетплейсов, или на крайняк бизнес фото, а снимать просто красивые фотки с нулевой перспективой на реализацию. Получается пирамида: учат не тому, что востребовано рынком, а тому, как «быть художником» в нише, где денег уже нет. Но разве этому стоит учить в падающем сегменте? Вот тут правда, чего бы я стыдился, так именно этого.

В это же время коммерческий фотограф остаётся востребованным. Маркетплейсам, брендам и магазинам нужен контент всегда. И там между карточками товара реальная битва, не на жизнь, а на смерть. Весь бизнес зависит от продаж, а продажи — от качественных фото. Это не роскошь, а необходимость. Вкладываться в фото будут даже в кризис, потому что без этого бизнес умрёт. Поэтому если фотограф более менее адекватный, и знает свое дело, его быстро закидают заказами, что некогда будет голову поднять. Портфолио обновить не успевают, не то что вести соцсети или открывать свои курсы фотографии. Ей богу здесь типичная ошибка выжившего.
Вместо вывода
Так что вопрос не в том, «стыдно» или «не стыдно». Вопрос в выживании и развитии. Коммерция — это не только полезно для общества. Это единственно разумный путь для фотографа, который хочет стабильно зарабатывать, профессионально расти и не бояться завтрашнего дня.
Но этому никто толком не учит, информации крохи. Отчасти поэтому я решил завести этот блог, чтобы хоть что-то рассказать. Информации бездна, буду по мере возможности ею делиться, так что подписывайтесь, и оставляйте комментарии. С удовольствием в них с Вами посрусь отвечу на все вопросы))
Блог

Главный вопрос в коммерческой фотографии

Свет-просвет (часть 1)

Свет-просвет (часть2)
