Коллеги, заказчики и все, кто устал от слепых кастингов. Давайте признаем: 90% успеха в съёмке одежды — это не свет Profoto и не топовый объектив. Это правильно подобранная модель. Та, в которой вещь «оживает».
Стандартная ситуация: одно платье находит свою героиню за пять минут. А другое, в десять раз дороже, не идёт никому. Я проводил кастинги из десятков кандидаток, которые по бумажке идеальны: красивые, профессиональные. Но в нужном платье смотрятся… нелепо. Почему?
С этим вопросом я пошёл к стилистам. И столкнулся с проблемой: они решают обратную задачу! Их работа — подобрать одежду под уже существующего человека. А нам нужно подобрать человека под уже существующую вещь.
Пришлось копать самому. И я наткнулся на архаичную, всеми высмеянную теорию цветотипов. Стилисты скривились — мол, это дремучий прошлый век. Но я взял оттуда только суть, переработал под свою задачу и превратил в рабочий инструмент. Проще говоря, выкинул всё лишнее и оставил три главные «крутилки», как на старом советском телевизоре.
Забудьте про «Осень», «Зиму» и прочую ересь. Запоминаем только это.
Крутилка № 1: Яркость (Светлее / Темнее)
Здесь всё просто, как дважды два. Светленькой одежде — светленькая модель. Пастельные тона, нежно-голубой, розовый, бежевый — всё это требует фарфоровой кожи, светлых волос, воздушности. Тёмной одежде — тёмная модель. Чёрное, тёмно-синее, шоколадное — это их территория. Смуглая кожа, тёмные волосы, выразительные черты. Попробуйте надеть пастельное платье на брюнетку с яркой внешностью — оно «потухнет». И наоборот.


Крутилка № 2: Насыщенность (Блеклое / Яркое)
Эта крутилка отвечает за чистоту цвета. С одной стороны — грязноватые, приглушённые, сложные цвета (пыльный розовый, хаки, серо-синий). С другой — чистые, насыщенные, цвета «вырви глаз» (алый, фуксия, электрик).
Ключ — контрастность внешности модели.
Что это? Это разница между цветом кожи, волос и бровей/ресниц.
Высокий контраст: Белоснежка. Фарфоровая кожа + угольно-чёрные волосы и брови + яркие губы. Или смуглая кожа + светлые волосы.
Низкий контраст: «Нордическая» внешность. Светлая кожа + русые волосы + светлые брови и ресницы. Все тона близки друг к другу.

Правило: Чем насыщеннее и чище цвет одежды, тем более контрастная модель ему нужна. Алый свитер будет кричать на низкоконтрастной блондинке, но органично впишется в образ накрашенной брюнетки со светлой кожей. А попробуйте в сложные, приглушённые цвета (тот же хаки или пыльный розовый) одеть модель в вечернем макияже. У нее лицо будет просто гореть, забирая на себя все внимание от одежды.
Крутилка № 3: Температура (Тёплое / Холодное)
Цвета бывают тёплые (с жёлтым подтоном: охра, горчичный, тёплый красный) и холодные (с синим подтоном: фуксия, холодный изумрудный, ледяной синий).
У моделей тоже есть подтон кожи:
Холодный тип: Розоватая, фарфоровая, синевато-белая кожа. Серебряные украшения смотрятся лучше золотых.
Тёплый тип: Кожа с золотистым, персиковым или оливковым подтоном. Часто встречаются веснушки. Золото — их металл.

Правило: Тёплая одежда лучше смотрится на моделях с тёплым подтоном кожи, и наоборот. Если надеть платье фуксии (холодный цвет) на девушку с персиковой кожей (тёплый тип), лицо может неестественно пожелтить. И наоборот, если одежда с теплыми цветами на модели с холодным подтоном, то лицо приобретет нездорово бледный, серый цвет. Такая одежда лицо старит.

Бонус: «Силуэт и характер» — два финальных штриха
Цвет — это мощно, но не всё. Две последние подсказки, которые закрывают 99% вопросов:
Масштаб и принты. Если на одежде крупный, агрессивный принт (абстракция, нашивки, огромные логотипы), ему нужна модель с крупными, выразительными чертами лица. Хрупкая девушка с мелкими чертами просто «утонет» в такой графике. И наоборот.
Геометрия линий. Посмотрите на крой одежды.
Жёсткие, геометрические, острые формы (строгие костюмы, косухи, архитектурный крой) идеально ложатся на аристократичное, «сухое», угловатое лицо с чёткими скулами. Часто этот типаж граничит с мужским.
Мягкие, струящиеся, плавные формы (платья-рубашки, шифон, кружево) просятся к «обтекаемому», мягкому, женственному типу лица без резких черт.
По типам фигуры много не расскажу, потому как в основном снимал девушек модельной внешности. Но как минимум наличие груди по одежде можно понять. Если в платье глубокий вырез под декольте, то грудь нужна. Если плотный свитшот, то скорее нет, замучаешься заломы с боков убирать.
Что касается характера и эмоций модели — это отдельная, огромная тема. Страх, радость, надменность — всё это должно резонировать с посылом бренда. Но это, как говорится, уже совсем другая история. Если хотите, чтобы освятил и эту тему — пишите в комментариях.
Мастер-класс: Когда правила нужно нарушать
Теперь, когда вы знаете систему, самый главный вопрос: а что, если именинник — преступник? То есть, если нужно нарушить правила? Отлично, теперь вы делаете это осознанно, а не наугад.
Сознательное нарушение правил — это и есть высший пилотаж.

Хак № 1: Макияж и фотошоп. Нет нужной контрастности у модели? Её можно создать! Яркий макияж, подчеркнутые брови и ресницы — и вот уже низкоконтрастная блондинка готова носить насыщенный изумруд. Если концепт не предполагает контрастного макияжа, иногда ситуацию спасают очки в черной оправе. Холодное платье не идёт девушке с тёплой кожей? Цветокоррекция и тонирование в пост-продакшене творят чудеса. Но зачем платить визажисту и ретушеру, если можно изначально выбрать подходящую модель?
Хак № 2: Булавки, прищепки и волшебница-швея. Идеальная посадка по фигуре — это прекрасно, но что делать, если платье висит на модели как на вешалке? Не отчаивайтесь! Эта ситуация в разы лучше, чем когда ткань натянута до предела и вот-вот лопнет по швам. На помощь приходят старые добрые булавки и канцелярские прищепки — главные инструменты стилиста в борьбе за идеальный силуэт. И да, вам не нужен для этого звездный фешн-стилист. Обычная швея-мотористка из соседнего ателье справится с подгонкой «на живую» за пять минут и сделает это в десять раз качественнее. Помните: хорошо сидящая вещь, подобранная в обход колористики, смотрится выигрышнее, чем «правильная» по цвету, но мешковатая.

Хак № 3: Концепт и провокация. Самый интересный приём — нарочный диссонанс. Когда вы сознательно подбираете модель, которая конфликтует с одеждой по цвету. Хрупкая блондинка в грубых косухах, мужеподобная модель в романтичных кружевах. Это рождает сильный образ, историю, провокацию. Но это работает только в арт-проектах и смелых кампаниях. Для коммерческой съёмки каталога — смерть.
Итог: Три шага к идеальному кастингу
Смотрите на вещь. Определяете её по трём крутилкам: она светлая или тёмная? Насыщенная или приглушённая? Тёплая или холодная?
Формируете в голове образ идеальной модели. «Нужна светлая, низкоконтрастная, с холодным типом кожи».
Ищете не просто «красивую девушку», а человека, подходящего под эти три параметра.
Это не магия, это система. Она не даёт стопроцентной гарантии, но на 90% сужает круг поиска и спасает от провальных кастингов. А сэкономленные время и нервы — это и есть настоящая магия в нашей работе.
Что ж, на этот раз с нетерпением жду в комментариях разгневанных стилистов, чьи религиозные чувства я задел своим мракобесием. Готов к холивару! Ваша критика — лишь подтверждение, что система работает и заставляет задуматься.
А вы как подбираете моделей? Есть свои лайфхаки? Делитесь в комментах — самое интересное всегда начинается там.
Блог

Главный вопрос в коммерческой фотографии

Свет-просвет (часть 1)
