Главный вопрос в коммерческой фотографии. Съемка фото и видео для маркетплейсов Вайлдберриз, Озон в Новосибирске

В своей работе мне доводилось много нанимать фотографов, и просматривать десятки резюме и портфолио. Сегодня я расскажу, чем работы профессионального рекламного фотографа отличаются от всех прочих, и как всего один вопрос открывает двери в мир коммерции.

И нет, это не вопрос о том, «куда занести денег». Не знание о свете и композиции. И не секретные настройки камеры. Это несерьезно.

Главный вопрос, который каждый рекламщик держит в голове, звучит до банальности просто: 

ЧТО МЫ ПРОДАЕМ?

Это то, что должно отпечататься у вас на подкорке. Прежде чем что-то делать — выставлять свет, строить кадр, направлять модель — спросите себя: Что мы продаем? И потом честно на него отвечайте. 

«Ну, какая глупость! — скажете вы. — Конечно, мы знаем что продаем! Это товары, которые дал заказчик на продвижение». И да, но не совсем.

Почему этот вопрос всё меняет?

Выставляете свет. Он красиво падает, картинка «вкусная». Но что мы продаем? Оказывается, половина предмета ушла в тень, а на освещенной части полезла фактура, которую лучше бы не подчеркивать. И что мы тут продаем? Всё — переделываешь.

Снимаете модель в платье. Сидит красиво, ноги шикарные. Всё круто, только платье где-то замялось. Но что мы продаем? Модель? Ноги? Или всё-таки платье?

Главный вопрос в коммерческой фотографии. Съемка фото и видео для маркетплейсов Вайлдберриз, Озон в Новосибирске

Или собираете композицию с тарелкой. Разложили приборы, постелили под нее салфетку, положили аппетитный стейк, поставили вазу с пионами. Открытка! А что мы продаем? Еду? Цветы? Приборы? Или все же тарелку?

Вы скажете: «И что теперь всё снимать на белом фоне, чтоб ничего лишнего не попало?» Нет, конечно. Просто всё, что попадает в кадр, должно быть обоснованным и работать на главный товар. 

Главный вопрос в коммерческой фотографии. Съемка фото и видео для маркетплейсов Вайлдберриз, Озон в Новосибирске

Если нужно продать вазу, возможно, в нее стоит поставить не яркие живые цветы, а более блеклые сухоцветы, а саму вазу подсветить сзади, чтобы стекло заиграло и кричало из кадра: «КУПИ МЕНЯ!» 

Как понять, что ты облажался?

Ловите лайфхак, как себя проверить правильно ли ты сработал или нет. Я после съемки, если есть сомнения, отправляю готовые снимки другу или родственнику, желательно чтобы человек был не из нашей отрасли.

Если звучит: «Ой, какая красота! Молодец! Мне очень фон понравился, композиция такая удачная, цвета подобраны» — я прячу от стыда глаза. Это полный провал! Нет, конечно если скажут, что все отстой и никуда не годится — это еще хуже. Но я такое давно не слышу.

Главный вопрос в коммерческой фотографии. Съемка фото и видео для маркетплейсов Вайлдберриз, Озон в Новосибирске

А что же можно считать успехом? 

Это если слышу: «Это что, у нас в России такое делают? А есть в других цветах? А можешь там по своим каналам мне это достать, или дай ссылку на карточку товара!» — вот тут я расплываюсь в улыбке. Есть! Я сработал какнадовски.

Недавно был показательный случай. Модель пошла к своему мастеру делать маникюр и попросила сделать так же безупречно, потому что после прошлого раза ее маникюр все хвалили в рекламе уходовой косметики. Мастер, конечно, захотела посмотреть рекламу.

«И тут, — с грустью говорит мне модель, — я в очередной раз поняла, какой ты крутой фотограф. Мастер забыла про мои руки и про свой маникюр. Она только и спрашивала: Какой крем? А как он впитывается? И где его купить?»

Еще был случай. Как-то снимал посуду, и что-то съемка не очень задалась. Я и так и этак, пытался. В конце концов снял, все хорошо, но все равно съемка оставила в голове вопросы. А потом недели через три, мне пришла в голову эврика. И я заказчику пишу: «Можно мне со склада заказать вот этот артикул, есть классная идея, как ее можно обыграть». На что ответ: «Проснулся! Нет, теперь только через пол года. Вся продукция распродана».

Главный вопрос в коммерческой фотографии. Съемка фото и видео для маркетплейсов Вайлдберриз, Озон в Новосибирске

Практическое задание

А теперь загляните в свое портфолио. И что там?  Только честно. На что обращает внимание зритель? На вашу гениальную композицию или на продукт, который он хочет немедленно приобрести?

Если хотите в коммерцию, выпалывайте из портфолио все, что к ней не относится. На каждом фото должно быть понятно кто главный, а все остальное работать на главного. Тогда будет у фото коммерческий потенциал. 

Как это делать буду разбирать далее, это та еще кроличья нора. Информации очень мало, она размазана по разным смежным темам: в кино, в дизайне интерьера, в психологии. Но я её буду разжевывать для нашей отрасли, так что подписывайтесь и жду вопросы в комментариях.

Блог

Главный вопрос в коммерческой фотографии. Съемка фото и видео для маркетплейсов Вайлдберриз, Озон в Новосибирске

Свет-просвет (часть 1)

Как считать световую схему по референсу? Без заученных бесполезных схем и воды, только работающие ключевые принципы.
Главный вопрос в коммерческой фотографии. Съемка фото и видео для маркетплейсов Вайлдберриз, Озон в Новосибирске

Свет-просвет (часть2)

Рассказываю как гарпунить Рембрандта, как подделать солнышко и почему глаза — зеркало не только души.
Главный вопрос в коммерческой фотографии. Съемка фото и видео для маркетплейсов Вайлдберриз, Озон в Новосибирске

Что такое «не идет», и как с ним бороться?

Выбираем модель под одежду. Почему кастинг из 50 девушек проваливается, и как три «крутилки» спасают нервы и бюджет.
Главный вопрос в коммерческой фотографии. Съемка фото и видео для маркетплейсов Вайлдберриз, Озон в Новосибирске

Лучший объектив для рекламной съемки

Шок-контент для технодрочеров
Главный вопрос в коммерческой фотографии. Съемка фото и видео для маркетплейсов Вайлдберриз, Озон в Новосибирске

Мне стыдно за мою профессию

Исповедь рекламного фотографа